Чичен-Ица (Chichen-Itza)

Древний город Чичен-Итца расположен в 1,5 км. к югу от небольшого городка Писте (Piste), находящегося на шоссе, соединяющим два крупнейших города северного Юкатана — Мериду (Merida) и Канкун (Cancun). От Мериды до Писте — 116 км, от Канкуна — 205 км. Древний город занимает территорию свыше 6 кв. км. 

Чичен-Ица — один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев" ("чи" на языке майя означает "устье", "чей" —  колодец, а ица — имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле). 

История

Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть города называют Старый Чичен — Chichen Viejo). Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики (в 987 г. н.э. в городе появляется предводитель тольтеков Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль или, по-майяски, Кукулькан). Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и как минимум столетие чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы. Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области - Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до 30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере роста могущества других политических центров на Юкатане гегемония Чичен-Ицы стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел. 

Диего де Ланда, побывав в Чичен-Ице, писал о преданиях индейцев: "Индейцы считают, что племенем, основавшим Чичен-Ицу, правил великий владыка по имени Кукулькан, в честь которого главное здание названо именем Кукулькана. Говорят, что он пришел с запада, но есть разногласия о том, пришел ли он до племени Ица, после них или одновременно с ними. Рассказывают также, что у него не было ни жены, ни детей и что после его возвращения его почитали в Мексике как одного из богов под именем Кетцалькоатля. И на Юкатане его тоже почитали, как божество, из-за великих заслуг перед страной: говорят, он установил там порядок, положив конец смуте, вызванной гибелью вождей". Сообщив, что Кукулькан основал еще один город, Майапан, Ланда утверждает, что этот бог или царь "жил еще некоторое время в этом городе (Майяпане) и, оставив других вождей, мирно возвратился по той же дороге в Мексику". 

Однако, это сообщение Ланды вносит некоторую путаницу, так как миграции на Юкатан в эпоху майя бывали не единожды; что до упоминаемого у этого автора Кукулькана, то это, был вождь толътеков. Что до жителей города племени Ицы, то они пришли в Чичен позднее, около XIII века, и дали Чичену свое название, а до них он был тольтекским поселением. Считается, что ицы представляли собой одно из ответвлений майя - язычной группы чонталь (или путун), издавна обитавшей на южном побережье Мексиканского залива, в современных мексиканских штатах Кампече и Табаско. 

Первое упоминание о Чичен-Ице белыми исходит от Фрай Диего Де Ланда, писавшем об истории Юкатана во второй половине XVI века. В 1579 году в Relaciones Geograficas также упоминается этот город майя, как и в других документах того времени. Есть также мнение, что Франсиско де Монтехо (официальный покоритель п-ва Юкатан) пытался обосноваться в самом городе или рядом с ним, но "дружелюбность" местных племён майя заставила его убраться с тех мест восвояси. 

О местечке Чичен с древним городом часто упоминалось в документах колониального периода, однако, это не вызывало интереса у археологов старого и нового света вплоть до 1842 года, когда знаменитый исследователь и путешественник Джон Ллойд Стефенс и Фредерик Катервуд не привлекли внимание мирового сообщества к Чичен-Ице, опубликовав отчёт об их двухнедельной работе на данном участке. Стефенс описал, а Катервуд зарисовал несколько зданий древнего города, а также карту местности. 

Далее в Чичен-Ице побывал, несмотря на длившуюся в то время войну Каст (1846-1900), французский искатель приключений и фотограф Дезри Чарней (Desire Charnay). Он прибыл туда в сопровождении военного эскорта и описал несколько самых больших руин. 

Между 1875-1873 годами, ещё один француз, Огюст де Плонжеон, начал первые археологические раскопки в городе. Он известен тем, что первым раскопал скульптуру Чак-Мооля, которой он сам и дал это имя. Однако, точных и подлинных свидетельств тому, что данная статуя именуется Чак-Моолем нет. 

Между 1880-ми и 1890-ми годами, два фотографа-исследователя, Теоберт Малер и Альфред П. Модслэй, работали в Чичен-ице независимо друг от друга. Их работы стали первыми доступными трудами для всего общества. 

Важный вклад в изучение архитектуры города внёс Вильям Холмс в 1895 г. Между 1900 и 1907 годами, Аделой Бретон были сделаны цветные зарисовки фресок города, многие из которых (фрески) уже утрачены. Несколько раз город посещал немецкий учёный Эдуард Селер. 

В 1904 году в Чичен-Ицу прибыл американец Эдвард Герберт Томпсон, который начал проводить исследования "Священного колодца", из глубин которого он вытащил множество артефактов, большинство из которых были нелегально вывезены в Гарвардский Музей Пибоди. 

Между 1923 и 1935 годами, были проведены археологические исследования Сильванусом Морлей и Альфредом Киддером, организованные Институтом Карнеги, Храма Воинов и Караколя. Одновременно с проектом Института Карнеги, велись исследования, организованные Мексикой, под руководством Хосе Эроса и Мигеля Анджела Фернандеса - они работали над Храмом Кукулькана, грандиозной площадкой для игры в мяч и платформами Северной Площади. После войны в Чичен-Ице также вели исследования археологи Альберто Рус, Хорхе Акоста и Роман Пинья Чан. 

В 1960-е годы возобновились исследования "Священного сенота", однако результаты оказались скудными и работы были прекращены. В конце 70-х годов XX столетия были проведены реставрационные работы южной и восточной сторон Кастильо. В 1990-1991 гг. были отреставрированы Группа Тысячи Колонн и Рынок. В 1992 и 1994 гг. велись раскопки Др. Питером Шмидтом.