Литографии Фредерика Кезервуда


Литография 1. Статуя в Копане

Среди густых джунглей Копана возвышается грозная каменная статуя, возведенная в начале 18-го века. Высота статуи — более трех метров. Она изображает человека, одетого в юбку с сетчатым рисунком, украшения из мелких шариков и огромный головной убор. Он держит скипетр, украшенный двумя змеевидными головами. Когда Стефенс и Кезервуд нашли эту статую во время раскопок, платье и отсутствие бороды заставили их думать, что это была женщина. Однако мужчины майя носили длинные туники во время религиозных церемоний, и сейчас ученые придерживаются версии, что это один из самых известных правителей Копана — Вашаклахун-Убах-Кавиль в образе бога кукурузы (маиса). 

Жертвоприношение играло важную роль в религиозной жизни майя, потому что, согласно верованиям майя, боги сами пожертвовали собой для создания мира. Изображение богов кукурузы и змей на этой стеле связано с этой традицией. Четыре божества кукурузы свисают по бокам статуи, а початки и листья кукурузы изображены прямо над головным убором. Змеи часто символизируют жертвоприношение. С одной стороны скульптуры изображены две переплетающиеся змеи, формирующие гротескную фигуру, а также инструмент для кровопускания, который использовался для жертвоприношений. Жертвоприношение было священным и важнейшим обрядом для майя, с его помощью они оказывали почтение богам кукурузы и другим богам.


Литография 2. Здание пирамиды и фрагменты скульптуры в Копане

В джунглях Копана до сих пор находят древние руины майя, побежденные природой и давно всеми позабытые. Стефенс и Кезервуд заново открыли этот заброшенный город и задокументировали все находки. Поскольку Кезервуд документировал эти открытия в условиях ограниченного времени, он делал различные зарисовки и акварельные рисунки, используя камеру-люциду (напоминающую увеличительное стекло), которая помогала ему изображать замысловатые рисунки на зданиях и скульптурах городов майя. Сначала Кезервуд делал наброски, а затем отправлял их в Лондон для публикации в книге «Случаи из путешествий в Центральную Америку, Чиапас и Юкатан» («Incidents of Travel in Central America, Chiapas, and Yucatan»). 

Шесть лет спустя, когда эта книга получила успех, он решил сделать комплект из 25 печатных изображений из своей экспедиции, переработав свои предыдущие наброски и дорисовав новые композиции по памяти. Например, на этих иллюстрациях изображена коллекция скульптур, обнаруженных поблизости, но не расположенных изначально перед пирамидой (гравюры этих скульптур можно увидеть в книге «Случаи из путешествий»). Кезервуд, вместе с шестью лучшими мастерами печатного дела в Лондоне, использовал литографию. Литография была относительно новой технологией в то время и позволяла создавать иллюстрации большим тиражом. Большинство литографий создавались художниками, наносящими изображения непосредственно на пластины из известняка. Затем на камень наносилась коричневая краска сепия, а потом Кезервуд вручную разрисовал 50 комплектов разными цветами. Кезервуд напечатал по 300 экземпляров изображений с каждой пластины. Это свидетельствует о большой популярности его работы. Литографии обеспечили ему финансовую поддержку для дальнейшей работы.